Сестринский процесс - продолжение разговора. Как работают американские медицинские сестры.

Хвощева С.Е., зав. кафедрой ВБМК

Предложив Вашему вниманию достаточно большой теоретический материал, я думаю, что у многих невольно возник вопрос: как это все можно применять? Поэтому, продолжая тему "сестринский процесс", хочу привести примеры использования нового понятия в деятельности медицинской сестры.

Пример №1. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми удобствами. У него один внук 15 лет, который горячо любит деда. Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на его проблему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

У пациента страдает удовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ. В связи с этим можно выделить проблемы:

1) недержание мочи;

2) тревога о своем состоянии;

3) нарушение сна;

4) отказ от встреч с близкими людьми;

5) высокий риск нарушения целостности кожных покровов и появления опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА: недержание мочи. Исходя из нее, медсестра ставит цели в работе с больным.

Краткосрочные цели:

а) к концу недели пациент осознает, что при соответствующем лечении это тягостное явление уменьшится или пройдет,

6) к концу недели пациент осознает, что при соответствующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих.

Долгосрочные цели: пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

Далее медсестра составляет план ухода за пациентом, который в данной ситуации может выглядеть примерно так:

1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).

2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежедневно по 5-10 минут.

3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.

4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочепри-емником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.

5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемника и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором хлорной извести для уничтожения аммиачного запаха.

6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.

7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).

8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже 4-х раз в день по 20 минут и использование дезодораторов.

9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже 2-х раз в сутки.

10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.

11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода.

12. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опрелостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.

13. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента.

14. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, записки, цветы, сувениры).

15. Медсестра будет поощрять родственников навещать его и проинформирует их о должном поведении.

16. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилизаторов, по назначению врача.

17. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недержанием мочи и адаптированным к своему состоянию.

Согласна, что многим такая организация работы медсестры покажется из области фантастики, но сразу хочу напомнить - нагрузка на сестру должна быть 5-6, максимум до 10 пациентов. На сегодняшний день самый большой опыт по организации сестринского процесса у американских медицинских сестер, которые так работают с 1960-х годов. Познакомимся с их работой.

Они выделяют пять уровней компетенции в сестринском деле:

Соответственно выделяются и области компетенции медсестры:

Особенное внимание уделяется уходу и личному вниманию к тяжело и безнадежно больным. Часто приходится сталкиваться с непреложным фактом, что никто не может продлить жизнь. Но всегда существуют возможности, пусть и не богатые, скрасить последние дни пациента в больнице. Нужно изыскивать способы, как утешить в последние дни и часы его самого и его близких.

Пример №2. Опытная м/с описывает уход за слепой, тяжело больной диабетом пациенткой.

"В тот день мы вымыли ей голову - этого, наверное, несколько недель никто не делал. Потом мы ее подняли с койки и усадили. Ей это очень понравилось. Она была настолько больна, что целыми днями просто лежала на спине - у нее даже пролежни начали появляться. И какую бы мелочь мы для нее ни делали - искупали, усадили, немного размяли суставы - все вызывало у нее настоящий восторг. И она нам так и говорила. Потом она просто рассказала, что любит, когда ей вслух читают, а я принесла книги. Она мне сказала, какая книга ее заинтересовала, и мы с ее двоюродной сестрой - она у нас практику проходит - стали ей по очереди читать. Ей так нравилось!"

В этом примере м/с проявила внимание к личности пациента. А это требует умения отказаться от стереотипа, что м/с нужна для "выздоровления пациента", что задачи у нее "лечебные" и настроиться на его личные нужды, на поддержание в больном чувства собственного достоинства и осмысленности своего существования.

Очень часто м/с считают, что самую большую пользу они приносят, делая что-либо для пациента. Однако некоторые, особенно располагающие опытом работы, указывают на существенную важность простого присутствия при пациенте.

Пример №3 Элизабет, опытная м/с, ухаживала за пациентом, поступившим с заражением крови. У него был сильный озноб. Как только ситуация была взята под контроль и никаких срочных дел не оставалось, Элизабет крепко обняла пациента за плечи, чтобы просто быть с ним в эти тяжелые для него минуты. И, кажется, само ее присутствие успокаивало пациента.

Опытные м/с проявляют прежде всего уверенность в себе и в своих силах, что позволяет им прочувствовать, какую ценность представляет для пациентов их присутствие. Они указывают на важность физического контакта и человеческого общения в отношениях между пациентом и м/сестрой. Часто пациенту бывает нужно просто излить свои чувства, а м/с достаточно иногда его просто выслушать. Большую роль играет также максимальное вовлечение пациента в лечебный процесс.

Пример №4 Опытная м/с рассказала о немолодой пациентке, перенесшей инсульт. Ее - а по профессии она была пианист-концертмейстер - сильно тревожила плохо слушающаяся правая рука.

М/сестра: Я с ней посидела, поговорила, не стала в лоб говорить, чтобы она шла на гимнастику. Вместо этого я сказала, что смотрите какой прогресс, пальцы стали лучше двигаться и, скорее всего, это упражнения помогли. Главное не бросать занятия, тогда рука рано или поздно разработается окончательно. Здесь было важно обратить ее внимание на положительные сдвиги, т.к. сама пациентка была просто зациклена на отрицательных изменениях и на том, что она теперь не может. А я ей продолжала напоминать, что когда она поступила, даже есть сама не могла, а теперь чашку и ложку сама держит. И еще стала перечислять, что она сама не могла раньше, а теперь делает. Немного еще поговорили, пациентка встала и пошла на занятия лечебной гимнастикой."

В последующее время м/с продолжала поддерживать положительную обратную связь, заостряя внимание пациентки на успехах, на том, сколько еще времени потребуется на восстановление, на относительную легкость ограничений, которые в настоящее время накладывает на ее действия больная рука, на перспективе полного выздоровления и возобновления игры на фортепиано. Медсестра попросила у дочери и принесла в больницу игрушечное пианино, чтобы пианистка еще в больнице смогла приступить к восстановлению утраченных навыков. Затем они вместе разработали систему нагрузок, чтобы к моменту выписки пациентка могла как можно скорее вернуться к работе.

В этом примере м/с помогла пациентке овладеть собой и вовлечь ее в активное участие в лечебном процессе. Многие пациенты чувствуют себя отлученными от принятия решений, касающихся их здоровья и лечения. И очень часто именно м/сестры помогают им вновь обрести чувство уверенности в себе и своего участия в лечебных делах. А это требует опыта выслушивания и понимания того, что данный недуг означает для больного, чего он его лишает и что для него будет значить выздоровление. Настоящие примеры призывают медсестёр руководствоваться в уходе за пациентами теми уникальными возможностями, которые открывает перед ними сама специфика клинической практики. Медсёстрам никогда не удастся стать сильнее, поднять свой статус, если они будут игнорировать свой собственный вклад, который не так просто воспроизвести, подогнать под стандарты.

Пример №5 Медсестра рассказывает: "В детской поликлинике матери с ребёнком часто приходится ходить из кабинета в кабинет, чтобы пройти всевозможных специалистов и работников социальных служб. Я установила новый порядок: мать с ребёнком сидят в кабинете, а ходят специалисты. Кое-кому из них новая система пришлась явно не по душе. Они жаловались, что им приходится таскать с собой уйму бумаг. А я их спрашиваю: “Вот и подумайте теперь, каково маме таскаться по кабинетам с грудничком, да ещё с его братиком или сестричкой, с пелёнками, подгузниками, бутылочкой, погремушками и сумками!” Они подумали и поняли, зачем я поменяла порядки.

Ещё одно общепринятое действие-нарушение правил в тех случаях, когда это необходимо для безопасности и здоровья пациента. Одна медсестра рассказала, как она дала выписывающейся пациентке с собой в дорогу кусачки, поскольку у неё в связи с переломом челюсти был скреплён проволочными скобками рот, а ей надо было лететь на самолёте. Врач необходимости в кусачках не усмотрел, и законным способом получить их было нельзя. Тогда медсестра просто дала кусачки пациентке под обещание, что, вернувшись домой, она тут же вышлет их в адрес больницы. Этот случай иллюстрирует и другой общепринятый момент - заботу о том, что будет с пациентом после выписки. Можно привести ещё множество примеров того, как медсёстры специально заботились обо всём, что может понадобиться пациенту для окончательного выздоровления или для достойного ухода из жизни.

Достаточно часто, приходя на новое место, медсестры испытывают трудности с постановкой своей работы на профессиональные рельсы. Одна молодая медсестра сравнила себя с полем битвы, где сражаются друг с другом, постоянно маневрируя, перегруппировываясь, нанося друг другу фланговые удары и обмениваясь мощными артиллерийскими залпами два войска - ценности, усвоенные во время обучения, и ценности, познаваемые на практике. Такое пессимистичное сравнение у молодой медсестры возникло потому, что, судя по всему, она утратила надежду на примирение между профессиональными и бюрократическими ценностями. Новые медсёстры хотят, чтобы их работа реально помогала пациентам, начальство же хочет одновременно сохранить в них дух идеализма и ощущение своего призвания - и в то же время привить им все навыки и знания, необходимые для реальной клинической работы.

Преподаватели также часто спрашивают себя: “Почему одни выпускницы хорошо справляются с работой на должностях, требующих наличия у медсестёр образования, а другие плохо?” –Вопрос сложный, и ответить на него не так-то просто, поскольку успех дела зависит от множества составляющих. Большую помощь может оказать проведение исследований, чтобы выявить основные проблемы во взаимоотношениях с окружающими, способствующие либо препятствующие успешной работе дипломированной медсестры. О них нужно будет рассказывать студентам, дабы они смогли на практике воспользоваться полученными знаниями о том, как лучше поставить себя на работе.

Одним из моментов, необходимых медсестре для успешной работы, является настойчивость и неуступчивость в отношениях с врачами, умение дать им понять, что вы прекрасно во всём разбираетесь и способны принести реальную пользу. Чтобы добиться успеха, дипломированной медсестре нужно почаще заходить в кабинет врача для обсуждения возникающих проблем, посещать их еженедельные конференции и профессиональные семинары, задавать там вопросы по существу и просить представить интересующую вас информацию. Как сказала одна медсестра: “В этом деле главное понять, что врач такой же человек, с ним можно разговаривать на равных, а не смотреть на него снизу вверх. Тогда сразу перестаёшь стесняться и всегда сумеешь втолковать ему, что тебе нужно”.

Другими составляющими хороших отношений с начальством и врачами, коллегами и пациентами являются: активная взаимоподдержка; трудолюбие; умение выслушивать других; умение правильно выбрать момент, когда можно предложить нововведение; умение правильно формулировать вопросы; умение мириться с неуклюжестью больничной системы. Каждая из этих способностей рекомендуется не голословно, а иллюстрируется конкретными примерами. Одна медсестра, например, описывает, как ей удалось глобально изменить систему работы приёмного отделения, что позволило ввести индивидуальный подход к пациентам и повысить ответственность медперсонала. Она рассказала, как подолгу беседовала о накопившихся проблемах с другими сотрудниками, как в течении двух лет упорно трудилась над постепенным изменением порядков. Другая медсестра поведала о том, как ей удалось добиться изменения принятых в клинике правил действий в экстренных ситуациях. Она выбрала подходящий момент: сразу после инцидента, отчётливо высветившего их ущербность, она обратилась непосредственно к зав. отделением и добилась его поддержки.

В заключение хочется сказать, что хотя приведенные примеры взяты из практики американских медицинских сестер, но и нашим медсестрам есть о чем рассказать и есть чем поделиться из своего клинического опыта. Однако непочатые знания и многочисленные навыки, которыми в результате многолетней практики обладают опытные медсёстры, и которые представляют собой настоящее сокровище - невозможно раскрыть, развить и сделать общим достоянием, если медсёстры сами не будут проявлять заинтересованность, стремление повысить свой профессиональный уровень, систематически записывать, чему именно им удалось научиться на своём опыте.

В медицинской литературе, к сожалению, клинический опыт медицинских сестер не удостоился ни должного отражения, ни адекватной оценки. А замалчивание приводит к непризнанию его ценности и достоинств. Более того, адекватное описание практических знаний и навыков просто необходимо для дальнейшего развития теории сестринского дела. Науке по уходу за больными есть чему поучиться у медсестёр – и тонкому распознаванию качественных изменений в состоянии пациента, и умению охватить ситуацию в целом; сравнить и проанализировать записанные ими наблюдения, типичные случаи, крылатые фразы; исследовать стереотипы их поведения, установки на различные ситуации, возникающие в клинической практике. Поучиться есть чему – главное, чтобы медсёстры-практики поделились своим пониманием, которое возникает у них в результате того, что им доводится ежедневно делать для больных, выхаживать их, принимать участие в самом важном для людей - здоровье. А ведь в этом и заключается искусство медсестры.

Излагаемый материал является совершенно новым и в какой-то степени революционным подходом к организации сестринского дела. Хотелось бы узнать мнение читателей по затронутой проблеме, ответить на возникшие вопросы, ознакомиться с предложениями, т.е. приглашаю всех к диалогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВБМК

Хвощева С.Е., зав.кафедрой ВБМК

Занимаясь подготовкой медицинских сестер в условиях реформ и изменившимися в связи с ними требованиями к специалистам, особенно в области "Сестринского дела", преподаватели колледжа активно занимаются разработкой и внедрением новых форм и методов обучения студентов, пишут учебные пособия и разрабатывают комплекты программ с целью выработки единых подходов с учетом данных последних лет. Насколько успешно проводится эта работа свидетельствуют занимаемые места и звания лауреатов на проводимых конкурсах и выставках. Так в январе 2001 года во Владивостоке проводилась краевая выставка-конкурс "Среднее профессиональное образование на пороге 21 века". Владивостокский базовый медицинский колледж был представлен большим количеством работ: это и уже изданные по России учебники для медицинских сестер - Регузов В.А., Хвощева С.Е., Борушнова О.В. "Сахарный диабет"; Хвощева С.Е. "Неотложные состояния в клинике внутренних болезней" и "Рабочая тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу в 4-х частях"; пособия - Регузов В.А., Хвощева С.Е., Буканова А.В. "Сестринский процесс в онкологии"; Буканова А.В. "Учебное пособие по фтизиатрии"; учебно-методические комплекты - Регузов В.А., Полоухина Л.А., Хвощева С.Е., Слуцкая В.Г., Саутина Е.В., Жидкова А.А., Ачкасова Л.В., Гончарова С.М. "Сборник сестринских историй болезни", "Отработка манипуляционной техники"; сборник рабочих программ - Регузов В.А., Полоухина Л.А., Хвощева С.Е., Слуцкая В.Г., Халухина Л.П., Таранец О.П. "Преддипломная специализация по специальности 0406-Сестринское дело". Эти работы получили дипломы I иI I степени.

В мае 2002 года в Москве проходила уже международная выставка-конкурс по той же тематике. ВБМК был представлен единственным из медицинских училищ России и за разработку сборника рабочих программ Регузов В.А., Полоухина Л.А., Хвощева С.Е., Слуцкая В.Г., Халухина Л.П., Таранец О.П. "Преддипломная специализация по специальности 0406-Сестринское дело", учебно-методические комплекты Регузов В.А., Полоухина Л.А., Хвощева С.Е., Слуцкая В.Г., Саутина Е.В., Жидкова А.А., Ачкасова Л.В., Гончарова С.М. "Сборник сестринских историй болезни", "Отработка манипуляционной техники", Буканова А.В. "Учебное пособие по фтизиатрии" получил диплом лауреатов. Надо отметить, что преддипломная специализация в колледже проводится по заказу Департамента здравоохранения администрации Приморского края с учетом потребности практического здравоохранения в специалистах определенного профиля. Вот почему представленный на конкурсе сборник рабочих программ по преддипломной специализации явился уникальным и единственным в Российской Федерации. Приятно также отметить, что по учебникам, созданным нашими преподавателями учатся студенты медицинских училищ по всей России. Такая высокая оценка труда преподавателей колледжа подтверждает их большой вклад в развитие сестринского дела в Приморском крае и высокий уровень подготовки будущих специалистов.

Hosted by uCoz