МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Всероссийский
учебно-научно-методический Центр по непрерывному
медицинскому и
фармацевтическому образованию
Рабочая
тетрадь студента
для практических занятий по
сестринскому делу
часть
I
(основы сестринского дела:
введение в предмет, сестринский процесс)
Москва
2001
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Всероссийский
учебно-научно-методический Центр по непрерывному
медицинскому и
фармацевтическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики
Н.Н. Володин
______________________
“____”_________2001 г.
Рабочая
тетрадь студента
для практических занятий по
сестринскому делу
часть
I
(основы сестринского дела:
введение в предмет, сестринский процесс)
Москва
2001
Дорогие
друзья!
В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам. В связи с этим разработана Национальная программа развития сестринского дела в России. Согласно этой программе, современная медицинская сестра должна владеть философией сестринского дела, в совершенстве знать сестринский процесс и активно участвовать в пропаганде сестринских знаний. С целью облегчения усвоения новых знаний нами разработаны рабочие тетради по сестринскому делу, I и II части.
Сейчас в ваших руках рабочая тетрадь по предмету “сестринское дело", часть I - основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.
Она позволит вспомнить материал, пройденный ранее, выполнение практических манипуляций, работу с пациентами. Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения, вам легче будет готовиться к экзаменам и заниматься на кафедрах клинических дисциплин.
Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать не только с текстом учебника, но и с тетрадью манипуляций, с врачебной и сестринской историями болезни, вспомнить об этике. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя. Если к концу учебного года все задания будут выполнены правильно, вы можете уверенно идти на экзамены и можно будет сказать:
“Я буду грамотной медицинской сестрой!”
Составитель: Зав. кафедрой сестринского дела в терапии
с основами сестринского дела ВБМК, преподаватель высшей категории
Хвощёва Светлана Ефимовна.
Рецензенты: зам. директора ВУНМЦ Мальцева Н.С., преподаватель Смоленского базового медицинского колледжа Коноплева Е.Л., директор Санкт-Петербургского медицинского училища Минздрава России Самойленко В.В., зам. директора по УПР Владивостокского базового медицинского колледжа Полоухина Л.А.
Тема занятия №1: Философия и теория
сестринского дела. Биомедицинская этика в сестринской практике.
Цель работы: помочь студентам овладеть философией сестринского дела, усвоить науку и искусство диагностики, быть защитником интересов пациента. Ознакомиться с основными принципами биомедицинской этики, ее применение в сестринской практике. Уметь пользоваться учебником и дополнительной литературой.
Задание № 1.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику.
Дайте определение сестринского дела
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.................................................................................................................
В чем, по вашему мнению, главная задача сестринского дела?
Что включает в себя понятие пациент?
Какие функции м/с определяются ЕРБ ВОЗ по сестринскому делу:
Как должны строиться отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников), какие известны модели взаимоотношений медработников и пациентов (воспользуйтесь дополнительной литературой).
Задание № 2
Дайте определение медицинской этики (как вы его понимаете, опираясь на информацию в учебнике).
Как вы понимаете медицинскую этику?
Биомедицинская этика - это
Медицинская тайна - это
Ваше мнение о необходимости медицинской тайны -
Что такое этический кодекс медицинских сестер?
Философия сестринского дела основывается на четырех основных понятиях,
перечислите их (можно с помощью учебника):
1.-
2.-
3.-
4.-
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 2. Общение в сестринском деле. Сестринская педагогика.
Цель работы: научить студентов общению с пациентами, их родственниками и друзьями. Усвоить типы общения, важность самоконтроля медицинской сестры. Разыграть на занятии возможные ситуации общения. Дать понятие о педагогике.
Задание № 1.
Пользуясь
учебником, ответьте на вопросы: какие вы
знаете уровни общения, средства и типы общения:
Факторы, препятствующие общению:
Задание № 2.
Решите ситуационную задачу.
Через неделю из стационара для долечивания на дому выписывается пациент, перенесший острое нарушение мозгового кровообращения и страдающий правосторонним параличом. Пациент проживает в благоустроенной квартире совместно с 32-летней дочерью. Ольга не замужем, очень любит отца и уверена, что справится с уходом. У нее среднее образование, работает надомницей (шьет) и ранее никогда не встречалась с тяжелобольными людьми.
Осуществите сестринский процесс. Выделите (устно) необходимость обучающей роли м/сестры.
Задание № 3.
В чем заключается функция медицинской сестры как преподавателя?
Определите основные мотивации обучения пациентов:
Какие педагогические приемы чаще всего используются?
Как осуществляется оценка качества и эффективности обучения?
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 3. Сестринский процесс. Понятие о стандартах
сестринского ухода.
Цель работы: дать научный подход к сестринскому делу, изучить основные понятия и термины. Четко знать цель сестринского процесса, необходимость его внедрения в сестринскую практику. Умение работать с текстом учебника, выделить главное.
Задание № 1.
Используя учебник, дайте определение сестринского процесса.
Что входит в понятие "сестринский процесс"?
Основные направления сестринского процесса:
Что может обеспечить внедрение сестринского процесса в практику?
Задание № 2.
Перечислите основные этапы сестринского процесса:
Задание № 3.
Дайте краткую характеристику сестринскому процессу (заполните таблицу):
№ |
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
Задание № 4.
С целью самоконтроля полученных знаний, устно ответьте на вопросы:
1.
Что, на Ваш взгляд,
представляет собой сестринский процесс?
2.
В чем заключается
основная цель сестринской помощи?
3.
С какой целью
медсестра выясняет проблемы пациента?
4. Обоснуйте
необходимость внедрения в практику профессиональной деятельности медицинской
сестры понятия "Сестринский процесс".
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 4. Основные потребности человека.
Цель работы: четко выделять потребности человека, знать их иерархию. Уметь применить на практике полученные знания.
Задание № 1.
Изучив текст учебника, попытайтесь ответить на вопрос: как вы понимаете понятие "потребности
человека":
Какие основные потребности вы знаете:
Задание № 2.
Приведите иерархию человеческих потребностей (по А. Маслоу):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание № 3. Используя текст учебника, приведите фундаментальные
потребности, по В. Хендерсон:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Задание № 4.
Приведите примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетворения потребностей (желательно в виде ситуационных задач, используя пример приведенной):
В терапевтическом отделении ночью пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство «нехватки воздуха», кашель с выделением ржавой пенистой мокроты.
При сестринском осмотре: состояние
тяжелое, вынужденное положение: сидя с опущенными конечностями. Кожные покровы
бледные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая
мокрота, ЧДД 35 в мин., пульс 120 уд. в мин., АД 210/110 мм рт. ст.
Нарушены потребности:
Проблемы пациента:
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 5. Первый этап сестринского процесса: сестринское
обследование.
Цель работы: научиться обследовать пациентов, уметь самостоятельно общаться с источниками информации, применять полученные знания на практике.
Задание № 1.
Что включает в себя
субъективное обследование пациента:
Физиологические данные - это
Психологические данные - это
Социологические данные - это
Данные об окружающей среде -
Задание № 2.
Проведите объективное обследование пациента и заполните таблицу (можно
использовать предложенную ситуационную задачу):
Пациента А., 40 лет, беспокоит кашель с отделением мокроты «полным ртом» с отвратительным запахом, боли в грудной клетке при глубоком дыхании. Мокроты выделяется до 600 мл в сутки, грязная с кровью, при отстое 3-х слойная, ознобы, температура тела до 40° С, резкая общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита. Болен в течение месяца, к врачу не обращался.
При обследовании: состояние больного тяжелое, испуган, в контакт вступает неохотно, гиперемия лица. Пониженного питания, язык обложен белым налетом, пульс 110 в мин., ЧДД – 26 в мин., АД – 100/80 мм рт.ст., в легких выслушиваются влажные хрипы. Зрение снижено (пользуется очками - близорукость), последнюю неделю плохо спит, аллергии не отмечает. Физиологические отправления в норме, отеков нет.
В анализе мокроты обнаружены микобактерии туберкулеза.
Проведите сестринскую оценку пациента, выделите нарушенные потребности.
Сестринская оценка пациента
|
|
|
|
|
|
|
|
День № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общение |
|
|
|
|
|
|
|
Дыхание |
|
|
|
|
|
|
|
Аллергия |
|
|
|
|
|
|
|
Боли |
|
|
|
|
|
|
|
Подвижность (безопасность) |
|
|
|
|
|
|
|
Отдых (сон) |
|
|
|
|
|
|
|
Имеются ли зубы |
|
|
|
|
|
|
|
Питание |
|
|
|
|
|
|
|
Физиологические отправления |
|
|
|
|
|
|
|
Кожа (гигиена) |
|
|
|
|
|
|
|
Запах изо рта (есть, нет) |
|
|
|
|
|
|
|
Способность к самоуходу (требуемая помощь) |
|
|
|
|
|
|
|
Температура |
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональное состояние |
|
|
|
|
|
|
|
Общение |
|
|
|
|
|
|
|
Средства преодоления стресса/боли |
|
|
|
|
|
|
|
Пульс |
|
|
|
|
|
|
|
АД |
|
|
|
|
|
|
|
ЧДД |
|
|
|
|
|
|
|
Тремор (рук, головы, выраженность) |
|
|
|
|
|
|
|
Положение в постели |
|
|
|
|
|
|
|
Рост |
|
|
|
|
|
|
|
Вес |
|
|
|
|
|
|
|
Диета |
|
|
|
|
|
|
|
Тонус мышц |
|
|
|
|
|
|
|
Водный баланс |
|
|
|
|
|
|
|
Риск развития пролежней |
|
|
|
|
|
|
|
Отеки |
|
|
|
|
|
|
|
Слух |
|
|
|
|
|
|
|
Зрение |
|
|
|
|
|
|
|
Память |
|
|
|
|
|
|
|
Нарушены потребности:
Задание № 3.
Сделайте графическую запись показателей функционального состояния пациента (температура, пульс, ЧДД и т.д.):
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 6.
Второй этап сестринского процесса: выявление проблем пациента.
Цель работы: научиться выявлять проблемы пациента, делить их на основные, потенциальные и приоритетные, определять приоритеты, владеть сестринской диагностикой. Четко различать врачебный и сестринский диагнозы.
Задание № 1.
Определите проблемы пациента.
Настоящие - это
Потенциальные - это
Приоритетные проблемы - это
Физиологические -
Психологические -
Духовные -
Социальные -
Задание № 2. Приведите примеры сестринских диагнозов:
Задание № 3.
Заполните таблицу различий врачебного и сестринского диагнозов:
№ |
Критерий различия |
Врачебный диагноз |
Сестринский диагноз |
1. |
Цель |
|
|
2. |
Основа диагноза |
|
|
3. |
Изменчивость |
|
|
4. |
Формулиров-ка диагноза |
|
|
5. |
Основа диагноза |
|
|
Задание № 4.
В предложенной ситуационной задаче выделите приоритетную проблему. (В целях экономии времени сестринское обследование приведено не полностью).
В отделении сестринского ухода
находится пациент 76 лет, с диагнозом: рак желудка. При сестринском
обследовании выявлено: пациент истощен, страдает недержанием мочи и кала,
неподвижен, сознание неясное, кожные покровы бледные, сухие.
Приоритетная проблема -
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 7. Третий этап сестринского процесса: планирование
сестринской помощи.
Цель работы: научиться определять цели, учитывая пожелания пациента и/или его семьи, возможности сестры, профессиональный опыт и ресурсы. Составлять план сестринского ухода, уметь применять полученные знания при работе с пациентами на практике.
Задание № 1.
Цели (ожидаемые результаты) бывают:
Краткосрочные - это
Долгосрочные - это
Задание № 2.
Приведите примеры формулирования цели сестринского ухода:
Задание № 3.
Дайте определение плана сестринского ухода (можно своими словами, как
поняли из текста учебника) и приведите примеры -
Для контроля знаний устно ответьте на вопросы (можно пользоваться
учебником):
1.
Какой результат
предусматривают цели?
2.
Что дает
медицинской сестре постановка конкретных целей?
3.
По мере изменения
состояния пациента будут ли меняться цели?
4.
В отделение
поступила Н., 62 лет, с диагнозом: артрит правого коленного сустава. При оценке
состояния пациентки м/с выяснила, что Н. не может быстро дойти до туалета
(из-за болей), поэтому у нее часто бывает недержание мочи. Определите
приоритетную проблему, цель и ожидаемый результат.
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 8. Четвертый этап сестринского процесса: реализация сестринской
помощи.
Цель работы: овладение методами сестринских вмешательств, уметь применять полученные знания при работе с пациентами на практике, вести документацию. Уметь работать с текстом учебной и дополнительной литературы.
Задание № 1.
Определите (как Вы поняли из учебника) типы сестринских вмешательств:
Зависимое -
Независимое -
Взаимозависимое -
Задание № 2.
Назовите основные методы сестринских вмешательств:
Задание № 3.
Заполните таблицу, придерживаясь модели сестринского ухода, по В. Хендерсон:
Сестринское вмешательство |
Действия медсестры |
Оказание помощи в удовлетворении ежедневных потребностей |
|
Советы |
|
Обучение |
|
Приспособление к максимально комфортному пребыванию пациента |
|
Общение с родственниками |
|
Оказание психологической помощи |
|
Укрепление здоровья |
|
Задание № 4.
Решите ситуационную задачу и заполните таблицу по ней:
В стационаре с 20 декабря находится больной, страдающий раком желудка, боли почти постоянные, пациент мало общается, настроение снижено.
Дата |
Проблемапациента |
Цель |
Реализация |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 9. Пятый этап сестринского
процесса: оценка результатов сестринской помощи.
Цель работы: овладеть навыками оценки результатов проделанной работы, ее качества. Уметь вносить коррекцию, в случае необходимости, активно использовать мнение пациента о проведенных мероприятиях.
Задание № 1.
Перечислите основные методы, используемые медсестрой для оценки результатов ухода,
и что служит источником информации при этом:
Задание № 2.
Приведите примеры оценки результата и
эффективности сестринского процесса и на основании этого заполните таблицу
(можно ориентироваться по предложенным: 1. - пациент страдает впервые выявленным
сахарным диабетом, необходимость введения инсулина. 2. - у пациента нарушен
сон. 3. - пациент страдает запорами):
Цель |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
Замечания преподавателя:
Оценка:
Итоговое задание
Для контроля знаний по пройденной теме, ответьте на тестовые вопросы:
1. Основоположницей системы ухода за пациентом является Флоренс Найтингейл:
а) да
б) нет
2. Количество этапов сестринского процесса:
а) 2
б) 4
в) 3
г) 5
3. За время пребывания в стационаре сестринский диагноз меняется несколько раз:
а) да
б) нет
4. Сестринские проблемы подразделяются на:
а) настоящие
б) потенциальные
в) все перечисленное
5. Сестринский диагноз – это оценка ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние:
а) да
б) нет
6. Каждый сестринский диагноз м/сестра обязана согласовывать с врачом:
а) да
б) нет
7. Цель сестринского процесса:
а) определение очередности мероприятий ухода
б) установление природы заболевания
в) удовлетворение основных потребностей организма
г) назначение лечения
8. Первый этап с/процесса это:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
9. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным:
а) да
б) нет
10. Субъективная информация – это ощущение самого пациента относительно проблемы его здоровья:
а) да
б) нет
11. Что изучает биомедицинская этика:
а) взаимоотношения между врачом и больным
б) широкий круг вопросов морали, долга, профессиональной этики
в) ятрогенные заболевания
12. Частота дыхания в одну минуту у взрослого в норме:
а) 10-12
б) 16-20
в) 22-28
г) 30-36
13. Частота пульса в одну минуту у взрослого в норме:
а) 100-120
б) 90-100
в) 60-80
г) 40-60
14. Совокупность методов и приемов измерения человеческого тела:
а) рентгенография
б) антропометрия
в) флюорография
15. Второй этап сестринского процесса:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
16. Кто должен осуществлять уход за больным:
а) родственники больного
б) средний и младший медперсонал отделения
в) все медработники, а также родственники пациента
17. Положение больного в постели бывает:
а) активным
б) пассивным
в) вынужденным
г) все перечисленное
18. Положение, которое больной занимает для облегчения своего состояния:
а) активное
б) пассивное
в) вынужденное
19. К зависимому типу сестринских вмешательств относится:
а) привлечение других членов бригады
б) обучение уходу пациента и его семьи
в) выполнение назначений врача
20. Медицинская сестра распознает:
а) нарушение потребностей
б) заболевание, которым страдает пациент
в) существующие и потенциальные проблемы пациента и его семьи в связи с болезнью
21. К социальным потребностям относятся:
а) сон
б) уважение
в) жажда
г) признание
22. Основные понятия сестринского дела это все, кроме:
а) сестра
б) окружающая среда
в) пациент
г) болезнь
23. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства:
а) снизить температуру больного
б) улучшить состояние больного
в) снять интоксикацию
г) пациент снизит свой вес на 1 кг через 3 дня
24. Цели сестринского ухода бывают:
а) долгосрочными
б) общими
в) личными
г) краткосрочными
25. К физиологическим потребностям, согласно иерархии Маслоу, относятся:
а) знания
б) потребность в общении
в) дыхание
26. Страх смерти является проблемой:
а) психологической
б) физической
в) семьи
г) духовной
27. Заключительный этап сестринского процесса включает:
а) определение эффективности проводимого сестринского ухода
б) выбор приоритетов
в) установление проблем больного
28. У пациента нет стула 48 часов, это проблема:
а) эмоциональная
б) потенциальная
в) настоящая
29. К этическим компонентам философии сестринского дела не относится:
а) добродетели
б) деонтология
в) обязанности
г) ценности
30. Третий этап сестринского процесса включает:
а) определение задач ухода
б) срочное оказание неотложной помощи
в) выбор приоритетов - наиболее важных проблем
г) сбор информации
Для контроля полученных знаний по разделу решите ситуационные задачи:
№ 1. Пациента А., 40 лет, беспокоит кашель с отделением мокроты «полным ртом» с отвратительным запахом. Мокроты выделяется до 600 мл в сутки, грязная с кровью, при отстое 3-х слойная, ознобы, температура тела до 40° С, резкая общая слабость, головная боль.
При обследовании: состояние больного тяжелое, испуган, гиперемия лица, пульс 110 в мин., ЧДД – 26 в мин., АД – 100/80 мм рт. ст. в легких выслушиваются влажные хрипы.
В анализе мокроты обнаружены микобактерии туберкулеза.
Выделите проблемы пациента.
№ 2. Больной Р., 37 лет, поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 15-18 литров воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, повышенную утомляемость, похудание. Заболел месяц назад после перенесенного гриппа. Не лечился. Попытки воздержания от употребления воды резко ухудшают общее состояние.
При объективном осмотре: рост 172 см, масса тела 55 кг, кожа сухая, пульс 74 в 1 мин., ритмичный, АД – 170/80 мм рт. ст.
Медицинский диагноз: несахарный диабет.
Осуществите сестринский процесс.
В процессе изучения материала
можно подготовить реферативные сообщения по следующим темам:
1. Профессиональная этика и биомедицинская этика в работе медицинской сестры.
2. Биомедицинская этика в процессе обучения студентов
медицинских училищ.
3. А. Маслоу - кто он?
4. Модели сестринского дела.
5. Проблемы психо-эмоциональной устойчивости медицинских сестер.
6. Проблемы и пути их преодоления во взаимоотношениях
пациент-медсестра.
7. Сестринский процесс в России - миф или реальность.
8. Особенности ухода за больными в домашних условиях.
9. Особенности работы медицинской сестры с умирающими пациентами и их родственниками.
10. Трудности, с которыми сталкиваются студенты медучилищ в процессе обучения.
11. Сестры милосердия на службе Отечеству.
12. Философские и нравственно-этические аспекты деятельности м/сестры.
13. Роль сестринского персонала в национальном здравоохранении.
14. Культура сестринского дела.
15. Возможности партнерства в области сестринского дела США и России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биомедицинская этика. / Под ред. акад. РАМН В.И, Покровского, акад. РАМН Ю.М. Лопухина. М.: Медицина, 1999.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". Учебник -М.: Родник, 1998. – 352 с.
3. Мухина С.А., Тарновская И.И. "Теоретические основы сестринского дела", часть1 - М.: 1996 – 184 с.
4. Мухина С.А., Тарновская И.И. "Теоретические основы сестринского дела", часть 2 - М.: Родник, 1998. – 208 с.
5. Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. "Сестринский процесс", учебно-методическое пособие, ВУНМЦ, 2000. – 42 с.
6. Фомина И.Г. "Общий уход за больными": Учебник. - М.: Медицина, 2000. – 304 с.
Рабочая тетрадь студента
для практических занятий по сестринскому делу
часть I
(основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс)
Верстка О.Ю. Благова
Корректор Познанская Г.Л.
Лицензия ИД № 01379 от
30.03.2000
Подписано в печать .
00 г. Формат бумаги 60х90/16
Бумага офсетная. Гарнитура
Таймс.
Тираж экз.
Государственное
образовательное учреждение
Всероссийский
учебно-научно-методический центр по непрерывному
медицинскому и
фармацевтическому образованию Минздрава России
107564, Москва, ул.
Лосиноостровская, 2.
Тел./Факс: (095) 963-8310